Сайт Музея Школы №93

Юнги-горьковчане

 

     

Экскурсия      по краеведению.

«Выдающиеся

нижегородцы»

Подготовил: ученик 9 Г класса

Школы №93 Абдуллов Руслан

Научный руководитель: Потапова Людмила Алексеевна (руководитель школьного музея).

 


 

Содержание.

 часть 1: Героические дети войны стр. 1-2

 часть 2: Скромный паренёк Серёжа Раков.. Стр. 2-3

 часть 3: Изобретательный и пытливый умелец. Стр. 3-6

 часть 4: Прощание с Соловками. Служба С.К.Ракова во время войны стр. 7

часть 5: Победа. Воплощение мечты в жизнь. Стр. 8-9

часть 6: Изобретения С.К.Ракова стр. 10-12

часть 7: Достижения и награды С.К.Ракова. Стр. 12-13

 часть 8: Призыв героев Великой Отечествен­ной войны стр. 14-16    '

                                             

 

 

 

1 часть

 

 

Никого не щадит время.

Никто не бессмертен, но бессмертна память.

К сожалению, далеко не всё известно о славных деяниях юных участников Великой Отечественной войны, ибо из года в год оглашались одни и те же имена, невольно заслоняя собою мно­жество других, таких же достойных и героических, как часто повторяемые. Безусловно, каждый воин, независимо от возрас­та, заслуживает того, чтобы навечно остаться в памяти.

Уже в начале войны - 16 августа 1941 года - главная газета страны «Правда» сообщала: «Наши дети - героические, велико­лепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. В их крови горит любовь к свободе. И слово «Родина» для них - это не мёртвое слово, а сама жизнь, само биение сердца, пламенный призыв, глубочай­шая любовь».

Убедительный пример тому - отвага и мужество выпускников Соловецкой школы юнг, питомцев славного русского флота, ко­торых готовили к службе и сражениям лучшие морские офице­ры, для кого понятия честь и Отечество были неразделимы.

Привлечение подростков на военный флот было не прихотью, а вынужденной мерой. Потери первых месяцев кровопролитных сражений с врагом оказались настолько велики, что на боевых кораблях стало остро не хватать специалистов. Необходимо бы­ло в кратчайшие сроки усилить флот. И вот тогда вспомнилась бывалым командирам прекрасная традиция успешного обуче­ния отроков морскому делу непосредственно на флоте. Ранние годы давали преимущество скорейшего становления и возму­жания. Из юнг выходили превосходные мореходы и воины.

К 1 августа 1942 года сформировать при Учебном отряде СФ школу Юнгов ВМФ со штатной численностью переменного со­става 1500 человек, с дислокацией на Соловецкие острова...-приказ.

 


Это были самые обыкновенные пацаны, дети из трудовых се­мей и, значит, вовсе не паиньки и смиренники, а племя шустрое, ершистое, своенравное. Но именно такие ребята и годились для флота, чтобы после всего, что придётся вынести, соответство­вать востребованной временем суровой формуле: «Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче гвоздей». Фронт был тогда далеко, но город жил тогда по-фронтовому. Сурово, неприхотливо, настороженно.

 

 

2 часть

 

 

Из Тоншаева приехал в Горький, чтобы получить направление на флот, тихий, скромный и даже застенчивый с виду паренёк Серёжа Раков. Удиви-тельно было, насколько он робок в шумной компании отчаянных паца-нов. Слова без нужды не молвит, рез-кого жеста не сделает. И никто бы не поверил, если бы узнал, что тихоня не дрогнул перед наставленным на него однажды дулом бандитского обреза, что его непоказная смелость была превыше самых дерзких выходок зав-зятых озорников.

Мать Ракова, убежденная партийка,

организовывала колхозы в самых глухих местах, постоянно подвергая себя опасности быть подстреленной противниками коллективизации — на неё покушались не один раз, но ей везло. Жили впроголодь, даже хлеба досыта не едали, а в семилетку Серёжа ходил в лаптях. В начале войны он стал работать в МТС. Его зачислили в истребительный отряд, который прочёсывал леса, вылавливал дезертиров и бандитов. Так что оружие подросток Раков держал до поступления в школу юнг.

 

 

 

3 часть

 

 

Прибыв на Соловки в школу юнг, детей посе-лили в мона-стырские кельи. Переночевав ночь, жизнь на-чали со строи-тельства земля-нок. Строить приходилось не только землянки, необходимо бы-ло подготовить

все для жизни и учебы. Труд был каторжный. Сергей Раков вспоминал: «Котлованы для землянок копали вручную. Грунт тяжелый — песок и камни. Подгоняла погода. Ночью подмора­живало. Постельных принадлежностей не было. Шинель - на себя, шинель- под себя и под голову. Намокшая за день под не­прерывным дождем, она примерзала к доскам». Это Раков пред­ложил тяжёлые неподъёмные валуны, которые попадались при рытье котлованов, разбивать старинным испытанным способом: « Я вспомнил, что у нас в деревне для мытья некрашеных полов применяют так называемую дресву, раскаливая булыжник и ки­дая его воду, где камень рассыпается, словно комок соли. По моей подсказке вокруг огромного подкопанного валуна разо­жгли костёр, который горел всю ночь, а утром по команде оп­леснули его ледяной водой из озера. Камень треснул, веревками куски его вытащили из ямы».

 


Таскали камни, рыли котлованы

В жару и холод, в слякоть и дожди.

Порой мозоли превращались в раны,

Ребята знали - сменщиков не жди О чём думали тогда мальчишки? Часто вспоминали дом, близ­ких. Сергей Раков вспоминал:

«Похудели мы до неузнаваемости, силы были на исходе, а рас­слабляться нельзя. Зима подступает вплотную. Замполит перво­го батальона, капитан Калинин, чем мог, поддерживал наш дух. Душевными беседами подбадривал нас. Никому не давал опус­титься. Всех видел и всем помогал. Знал, кому не идут письма. Помню, когда под Москвой началось новое наступление, он пе­ред строем поимённо попросил всех ребят из Подмосковья на­писать домой письма. Некоторые не захотели, говоря, что их родные места ещё не освобождены от гитлеровцев. Калинин за­являл: «Вот-вот освободят. Знаете, какая будет радость, если 

ваши матери по­лучат от вас вес­точку сразу же после освобож­дения»». Нужда заставляла юнг быть изобретательным и среди юнг обнаруживались очень сметливые ребята. И уже не в первый раз своей изобретательностью отличился и стал известен на все Соловки подросток Сергей Раков. Дело было так. К весне 1943 года обувь у всех мальчишек поизносилась. Тюлений жир для смазки ботинок еще осенью был сожжен в чернильницах, служивших в

 


землянках светильниками для подготовки уроков. Электричество появилось только перед Новым годом. Зиму проходили по разметаемым дорожкам благополучно, но весенняя слякоть была вредна : ботинки быстро намокали, а сушить их — напрасные хлопоты, да и некогда. Раков вспомнил, что его дед занимался смолокурением, и решил дедовским способом нагнать березового дегтя. Нашел возле камбуза прохудившуюся кастрюлю, крышку к ней и миску. Затем надрал в лесу бересты, набил ею кастрюлю, закрыл крышкой, а в отверстие на дне вставил трубку - сухой травяной стебель. Все обмазал глиной, приладил на два камня, а конец трубки опустил в миску с водой. Разожженный костерок заиграл огненными зайчиками, а через пару часов процесс сухой перегонки закончился, и у Ракова в миске оказалось грамм 50 дегтя. Когда изобретательный и пытливый умелец встал в строй в смазанных ботинках, к нему подошел старшина роты, долго присматривался к ботинкам, принюхивался к острому запаху дегтя и, наконец, спросил: - Чем надраил?

Раков объяснил. Тогда старшина спросил можно ли нагнать дег­тя на всю роту.

Ракову понадобилась бочка, и бочку ему быстро раздобыли. Смазки хватило на весь батальон (750 человек), а потом и на другой батальон, что располагался в монастыре. Слух о «заво­де» Ракова, где изготавливался деготь для обуви, не пропус­кающий воду, хотя пропускающий воздух, дошёл до самого ге­нерал-майора Броневицкого. Командир Учебного отряда неза­медлительно, а дело было уже к полночи, пожаловал в Савва-тиево на «Эмке» и застал умельца на его «заводе» в котловане при установке. Установка была окутана чёрным дымом, умелец перемазан сажей, а процесс шёл. Генерал-майор спустился в котлован, осмотрел установку и юнгу.

Раков по форме доложил, чем он занимается. Броневицкий напомнил о мерах предосторожности, затем спросил:

Надёжен ли дёготь для смазки?

 


-Так точно, товарищ генерал. Нижегородские купцы смазыва­ли сапоги дёгтем, и ходили в смазанных сапогах. Дело верное.

Умельцу была объявлена благодарность с занесением в лич­ное дело, а все моряки на Соловках стали охотно пользоваться отменной продукцией «Раков и Ко». Так Сергей Раков стал из­вестен на Соловках своей изобретательностью.

 

 

 

Прошел всего год с появления юнг на Соловках, и менее того с начала учёбы - началась она 1 октября 1942 года, а подготовка выпускников к боевой службе оказалась выше всех похвал. И недаром даже через долгие годы ставшие ветеранами юнги бу­дут с благодарностью вспоминать своих командиров и настав­ников Николая Максимовича Калинина, Александра Григорье­вича Пчелина, Василия Степановича Лесова, Александра Васильевича Пшикова, Петра Ва­сильевича Кравченко. Это исключительно заслуга воспитателей Соловецкой шко­лы, положение юнги получило в годы Великой Отечественной войны совершенно иной статус, чем имело раньше. В Соловецком юнге было за­ложено главное-достоинство. И тем самым он на равных был по­ставлен в один ряд со всеми за­щитниками Родины, со всеми воинами, которые сражались на фронте, и к кому теперь присое­динялись воспитанники лучших флотских офицеров.

 

 

 

 

4 часть

Прощаясь с Соловками, Сергей Раков вспомнил, как расста­вался с матерью в Тоншаеве. Мать, суровая, стойкая женщина, не боявшаяся бандитских обрезов и взявшая на себя в военную пору тяжёлую обузу руководить колхозом, молча подписала за­явление, что разрешает сыну идти воевать.

Затем, вздохнув, сказала:

—Иди, раз так надо!

Так было надо. Война решала, кто кого. И жертвы понадоби­лись величайшие.

Раков Сергей Константинович был направлен на Ленинград­ский фронт. В школе юнг они прошли подготовку по програм­ме младшего командного состава. И, когда прибыли на флот, то оказалось, что они разбираются во всем лучше опытных моря­ков. С 1943 года по 1945 год, до самого Дня Победы, С. К. Раков был радистом и акустиком, мог заменить рулевого моториста. Прикрывали отходы большим кораблям. Тральщикам и подвод­ным лодкам. Ставили дымовые шашки, чтобы делать дымовые завесы. Часто подходили вплотную к берегу, чтобы быстрее сделать завесу кораблям от противника. Его катер был так уяз­вим из-за тонкой обшивки, что, если по нему стреляли, то попа­дали в нос корабля, а выходили на хвосте. Ход корабля был все­го 7 узлов. Однажды, налетело 61 самолетов, обстреляли их ко­рабль с воздуха. Но никто не думал о том, что их могут убить. Задача была, вовремя разбить шашку гаечным ключом и пус­тить дым. Так сослуживца Мишу Ткаченко прямо и разорвало с ключом в руке. Защищались от немецких пуль только пулеме­тами, позже появился пулемет ДШК, он был лучше. От взрывов и шума пулеметов лопались барабанные перепонки, но на это старались не обращать внимания. Так прикрывали конвои на­ших кораблей между Кронштадтом и Ленинградом в Финском заливе.

 

 

 

5 часть

 

В начале 1945 года, зимой Сергей Раков попал в спецкоманду по укомплектованию новых баз Краснознаменного Балтийского флота. А после войны включал огни потушенных маяков в Кельберге, Иерсхефте, Свинемюнде, Грайсвальдер-Ойе, Засни-це, Арконе, Варнемюнде. Они светят кораблям до сих пор. Ко­рабль, с которого зажигали маяки, называется «Аркона». Ко­манда была из русских и немецких моряков. На корабле выучил немецкий язык. Но, когда корабль получил новое задание, то почти вся команда разбежалась, ведь немецких солдат могли не пожаловать в России. В действующий флот его больше не взя­ли, так как получил отставку по состоянию здоровья. После 1946 года сделали операции на ноги. Это сказалась жизнь на Соловках и морском катере: цинга, ноги постоянно в воде, не было резиновых сапог. 3 операции перенёс он после войны. А вовремя войны терпел, не обращался в госпиталь, так как могли раньше демобилизовать его из флота. Но без моря он жить не мог. Пытался снова вернуться на морскую службу, но медко­миссию не обманешь, увидели швы на ногах и больше разгова­ривать не стали.

В марте 1950 года Сергей Раков был демобилизован в звании старшего матроса. Вернулся в село Тоншаево, где раньше жила его мать. Сдал экзамены в радиодирекции города Горького на техника-практика, и был направлен на работу старшим техни­ком на Тоншаевский радио узел с подчинением ему 3 радиоуз­лов на территории Тоншаевского района. Подготовка в школе юнг оказалась очень квалифицированной. Смекалки хватало на новые изобретения. Сергей вносил свои рационализаторские предложения. В это же время Раков закончил 10й класс, полу­чил аттестат о среднем образовании. Потом сразу поступил в радиотехникум города Горького, закончил его с отличием. На

 


 

радиоузле занимался усовершенствованием оборудования, вно­сил изменения. Знания Сергей Константинович брал из книг и журналов «Радио». Смекалка и целеустремлённость помогали заниматься изобретательной работой. Благодаря хорошей под­готовке Сергей Константинович стал лучшим специалистом по связи в своем районе. Потом женился. Жена Клавдия Андреевна родом из Лыскова. Приходилось и работать и учиться, чтобы обеспечивать семью. На работе занимался разработкой нестан­дартного оборудования для новых технологий. Учился в поли­техническом институте.

Работа требовала непрерывного совершенствования, поэтому Сергей Константинович продолжал учиться. На этот раз он учился в филиале Всесоюзного института метрологии и стан­дартизации. Окончил курс и получил диплом метролога, за­тем—двухгодичный университет повышения квалификации ин­женеров по специальности физика - полупроводников. Получив высшее образование, заработал квартиру для семьи. Стал рабо­тать в лаборатории ядерной физики при физико-техническом институте. Для разработки проектов нужны были знания вы­числительной техники и, тогда, Сергей Константинович закон­чил двухгодичный университет по вычислительной технике. Диссертации писать было уже поздно. Все места в науке были уже заняты. Тогда Сергей Константинович решил для себя, что лучше воплотит все свои мысли жизнь. Проучившись в ВУЗах, он получил фундаментальные знания широкого профиля, что позволило ему разрабатывать устройства на высоком техниче­ском уровне. Получив 4 высших и 2 средних образования, по­стоянно совершенствуя свои навыки и знания, Сергей Констан­тинович оказался лучше всех посвященным в работу оборудо­вания в физико-техническом институте, поэтому он отвечал там за технику безопасности продолжал заниматься изобретениями.

 

 

 

 

6 часть

 

Первым изобретением С. К. Ракова был осциллограф для на­стройки приборов в лаборатории ядерной физики. Далее, в на­чале 60-х годов, Сергей Константинович смонтировал установ­ку для получения нейтронов для защиты от нейтронных бомб из ... рентгеновской установки. В то время шла модернизация этих установок: старые менялись на более усовершенствован­ные. Узнать, где можно достать списанную рентгеновскую ус­тановку, помогал друг, который работал в медицине.

   

Очень важным изобретением С.К.Ракова было изготовле­ние ускорителей ионов для полупроводниковой техники. Они до сих пор действуют в физико-техническом институте в нашем городе, а также в Новосибирске в Академии наук. На изготов­ление каждого ускорителя уходило около 2-х лет. Вместе с Сер­геем Константиновичем работали в институте известные про-фессоры, доктора, члены-корреспонденты наук: Павлов Павел Васильевич, Усков,Эльбаум. 

 

Следующим нужным и значительным изобретением Сергея Константиновича Ракова стала разработка высокочастотного генератора для получения плазмы, используемой в разных це­лях. Эти приборы он выполнял по заказам в разные города, та­кие как: Новосибирск, Вильнюс, Москва. Последние 15 лет Сер­гей Константинович работал в лаборатории измерительных приборов ведущим конструктором. Им было выполнено 16 раз­личных разработок. Он имеет благодарности за рационализа­торские предложения: «Переключатель каналов высокочастот­ного генератора», «Кнопка-переключатель», «Блок контуров высокочастотного генератора» и др. высокотехнические изобре­тения.

С помощью разработок Сергея Константиновича было за­щищено более 10 диссертаций. В декабре 1992 года с 5-ю ди­пломами и удостоверением ветерана Великой Отечественной Войны ушел Сергей Константинович на пенсию, но до сих пор продолжает работать и заниматься изобретательской деятельно­стью. В 2002 году Сергея Константиновича снова пригласили в университет, чтобы увеличить мощность его приборов. Ускори­тели, которые он создал, проработали около 50-ти лет. Новые не очень то хорошо себя проявляли. Вот и пришлось Сергею Константиновичу восстанавливать заново свои собственные уско­рители. «Ничего, справился,- спокойно сказал он, - заработали, как новенькие!»

 

 

                     7 часть

 

 

После вы­хода на пен­сию Сергей Константи­нович Раков стал активно заниматься работой по воспитанию подрастаю­щего поко­ления. 30лет посвятил работе по созданию

Музея Юнг. Сам печатал фотографии для стендов, сделал маке­ты землянки, на которые ушло около года. В то время Музей Юнг был победителем музеев на ВДНХ. За большую патриоти­ческую работу Раков С.К. был награжден грамотами от коман­дующих Балтийских и Северных флотов, от Военного совета, от ЦК Комсомола, от Комитета Ветеранов Войны.

За свою службу в годы войны был награждён медалью Уша­кова (за неоднократное выполнение боевых заданий), медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За сня­тие блокады Ленинграда», медалью Адмирала Кузнецова, орде­ном Отечественной войны 1ой степени, а также многими юби­лейными наградами. После войны о школе Юнг не очень то можно было говорить, поэтому и награды вручили с запоздани­ем. Всего у Сергея Константиновича 19 наград.

 

 

 

 

Сергей Константинович имеет 46 лет беспрерывного стажа, из них 37 лет - в физико-техническом институте. Сейчас Сергей Константинович Раков находится на заслуженном отдыхе. Но, даже находись дома, он никогда не сидит, сложа руки. Всегда помогает своей жене, с которой прожил душа в душу, 50 лет, дочери и внучке. Сергей Константинович смог привить интерес к физике и им. Дочь закончила радиофизический факультет университета и работает по профессии и внучка учится в ВУЗе на физика.

При нашем посещении Сергея Константиновича, на столах были снова разложены чертежи и макет разработки усовершен­ствованного прибора, а это значит, что, несмотря на возраст, он продолжает работать, всегда откликается на просьбы своих коллег по работе.

 

                   8 часть

 

 

 

Вот уже шестьдесят с лишним лет миновало со времени победы над фашистской Германией, а дорога от Соловков всё длится и длится, воскрешая в памяти ли­ца, имена, названия кораблей, бои, походы, последние слова умирающих друзей.

Было ли всё это?

Было!

Почему же так мало сказано об этом до сих пор? Почему же окольными путями обходила слава самых юных? В войну их нередко не вносили в наградные листы на ордена, считая, что по

молодости им достаточно будет и медали. Да и в мирные дни не всегда уделяли должное внимание их подвигу. И вот, настало это время, но юнг осталось в живых совсем мало.

Широкое патриотическое движение ветеранов-выпускников школ юнг - это во многом заслуга писателей-юнг: Виталия Гузанова и Валентина Пикуля.

В июле 1972 года прибыли на соловки тогдашние юнги, а ны­не ветераны Великой Отечественной войны. Мальчишками-юнгами, приписанными разным флотам и флотилиям после окончания своей морской школы, они расставались с друзьями, кто в 1943, кто в 1944, кто в 1945 году. Многие из них встрети­лись только через много лет, но сразу узнали друг друга.

От имени горьковских пионеров выступала ученица автоза­водской школы №173 Ирина Ракова- дочь героя моего рассказа — бывшего юнги, а тогда заведующего лабораторией измери-

 


 

Мой дедушка - соловецкий юнга.

Далёких лет военных мальчики Глядят со старых фотографий. Играют солнечные зайчики На якорях их биографий.

Они, не видевшие детства, Пороги военкомов обивали, Дарили морю весь пыл сердца, В любви Отчизне присягали.

Из морского далёкого братства Они мужали и росли, Учились работать и драться, Учились законам Любви.

Дружбы азы постигали И дела морского азы, И накрепко судьбы связали Всем юнгам морские узлы.

Пред вами, седыми и юными, И вечно пятнадцать кому, -Пред всеми бессмертными юнгами Мы преклоняем главу.

А.Г.Кавелина

 

 

Источники

1.   Рассказ ветерана С. К. Ракова.

2.                        Книги:

В. Шамшурин « Морские волчата»;

М. Хорошев « Юнги»;

В. Коваль « На земле Соловецкой 60 лет

спустя»; «Дворцовые окна №4» Издаётся Советом кружковцев ДТЮ им. В.П.Чкалова.

3.                  Видеокассета «Юнги».

4.                  Фото из личного архива С.К. Ракова.

5.                  Фото встреч с ветеранами в школе № 93 и ДК им. В.П. Чкалова.


 

 

 

 

Раков С.К.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»